Борьба за Красностоп

Борьба за Красностоп

История в свидетельствах с хорошим финалом

Как-то попробовала вино из Бразилии. Только один глоток, а сколько эмоций! Как будто карнавал увлек и понес в Амазонский лес к чаще хвойных деревьев, окружил фруктовыми тропическими ароматами и экзотическими пряностями. Вино обвивает, как лиана, думаешь, лишь бы не задушило своей любовью… Что и говорить, оно ярко отражает характер земли, климата, кажется, даже самих бразильцев.

А какое вино выражает наш характер? Ведь у нас он другой – мы, как в песне – «суровая, застенчивая Русь»...

«Красностопу золотовскому» выпало стать одним из первых автохтонов, представляющих Россию.

Он не сбивает с ног ароматом, все богатство вкуса сразу не откроет, как не откроет душу человек, прошедший тернистый путь. С ним хочется остаться наедине, разгадывать по капельке его глубокую душу, поговорить, подумать. Ну все как у русских.

На этикетке первого релиза «Красностопа золотовского», как и других премиальных вин, создатели написали: «Русское вино». Тогда, в 2005-м, это было смело!

Кто же эти создатели, почему они начали борьбу за «Красностоп золотовский», и что он представляет собой?

Винодельня Ведерниковъ

Максим Тройчук, генеральный директор:

«Вино из «красностопа золотовского» на корнесобственной культуре в терруаре Винодельни Ведерниковъ характеризуется очень насыщенным цветом и такой высокой концентрацией полифенолов, что по аналитическим параметрам уникально и практически не имеет аналогов в мире. Ароматика очень зависит от момента сбора урожая. Чаще всего мы убираем наш «красностоп», когда он уже начинает увяливаться, вот почему часто в вине встречаются джемовые тона. Это нормально, потому что мы собираем виноград на пределе его зрелости, в результате получаем высокое содержание спирта и остаточного сахара. «Красностоп золотовский» характеризуется тем, что не сбрасывает кислотность, когда набирает больше 30 процентов сахара. Выдержка в дубе всегда идет ему на пользу. В аромате темные и красные ягоды, но хочу отметить, что это совсем не ароматичный сорт, в отличие от «Цимлянского черного». Главная его сила заключается во вкусе и насыщенности».

...Из автохтонных вин мне больше нравится «Цимлянский черный». Я призналась в этом, страшно сказать, – самому Гюльбале Зеидову, главному виноделу Винодельни Ведерниковъ. Думала, что он скажет? Деликатный человек, прямого ответа не дает. Вина – это его дети, а самые трудные – самые любимые. Самый трудный – «Красностоп золотовский».

«Цимлянский черный мягче. Он любой купаж обогащает ароматикой. Очень пластичный сорт. Хорош в белом и розовом игристом, отлично показывает себя при производстве тихого вина, выдержанного в дубовой таре, – отвечает Гюльбала. – «Красностоп золотовский» – мужской сорт. И очень тяжелый в возделывании. Очень! На зиму надо укрывать. А лоза у него, как проволока. Только закопал, а он сам встает – ну мужик! У него казачий дух, он, как Илья Муромец, здоровый такой, с мощным характером, справляется со всеми невзгодами. Даже дуб над ним не может превалировать. В новую дубовую бочку цимлянский черный мы никогда не закачиваем – сначала красностоп, а уж после его выдержки – каберне или цимлянский черный».

С 2005 года Гюльбала пестует аборигенные донские вина – красностоп золотовский, цимлянский черный, сибирьковый, пухляковский, плечистик.

«По большому счету мы подхватили эстафету от советских времен, – говорит генеральный директор Максим Тройчук. – Наше хозяйство (совхоз «Ведерниковский») было основано в 1965 году, его основной миссией было сохранение и сбережение автохтонных сортов. Терруар Винодельни Ведерниковъ – старейший действующий апелласьон российского виноделия. Это подтвержденный исторический факт. Сорта росли веками, были приспособлены к комплексу природно-климатических условий. Потому совсем не случайно здесь оказались «сибирьковый», «цимлянский черный» и другие, это результат целенаправленной работы по их сбережению и изучению. Другое дело, что к «красностопу золотовскому» до нас никогда и никто не подходил с современным видением и современной технологией».

Валерий Тройчук и Гюльбала Зеидов

Отец Максима Тройчука – Валерий Владимирович Тройчук, возглавлявший винодельню с 2003 по 2015 годы, стал вдохновителем борьбы за красностоп золотовский и ввязался в драку: вместе с Гюльбалой Зеидовым они стали работать над созданием премиального сухого вина. Никто тогда подобного и представить не мог – сорт использовался для производства игристых и десертных вин. Виноград набирает много сахара, танинный. Именно эти свойства побудили советских ученых селекционировать для массового виноделия «красностоп анапский» и уйти от низкой урожайности «красностопа золотовского».

В 1999-2000 годах, когда все принялись высаживались международные сорта, директор совхоза Михаил Михайлович Синявцев посадил около пяти гектаров «красностопа золотовского». С них и началось создание сухого вина «Красностоп золотовский» в Ведерниках. В настоящее время плантации знаменитого сорта – почти 60 га.

Красностопу золотовскому повезло: за его воспитание взялись терпеливые и рисковые люди, может в начале и не представляющие всех тягот и невзгод, гнета кредитов и зависимости от погоды. Это было время, когда винодельческие предприятия «утирали юшку» после горбачевского разгрома. Надо было как-то выживать, а тут – мечта, дерзкий взгляд в будущее, эксперимент с непредсказуемым результатом, но большой надеждой. Ответственность за решение взял на себя глава винодельни Валерий Тройчук..

Запомнился рассказ Валерия Тройчука на мастер-классе в рамках презентации гида Артура Саркисяна «Российские вина» почти 10 лет назад:

«Красностоп золотовский» – достаточно сложный сорт с точки зрения ухаживания, и не очень урожайный. Из-за этого он и был в свое время утрачен – массово его перестали выращивать.

Первый урожай, который можно было довести до бутылки, мы собрали в 2005 году. Но в то время понимание, знание и опыт не позволили нам произвести изысканное вино. Сделали очень просто: виноград в течение трех дней бродил, единственная процедура, которая была применена, это пизаж, сутки виноград дображивал. Три дня орошение шапки осуществляли, и ничего больше не знали и не умели. К нашему большому сожалению, те обстоятельства, которые дальше складывались, лишили нас возможности в последующие годы делать вино:

В зиму 2005-2006 был очень сильный мороз, урожая не было, все замерзло.

В 2007 году случилась засуха, которая тоже не позволила сделать виноград хорошего качества. Когда пришла пора уборки, ягоды были щупленькими, увядшими.

В 2008-м картина обратная: к началу уборки начались дожди, виноград начал гнить, ничего качественного не получилось из него сделать.

Мы не отчаивались, надеялись, что дождемся хорошего года. Это должен был быть 2009-й. Но 29 мая 2009 года пошел град и все уничтожил».

Когда я все это слушала, пульсировал единственный вопрос: как они все это пережили? И почему настойчиво продолжали возиться с этим сложным малоурожайным «золотовским», ведь долгие годы ничего, кроме стрессов и разочарований он им не дал.

Недавно спросила главного винодела Гюльбалу Зеидова, какое самое сложное время было в его жизни? Про личную жизнь спросила, а он:

«Самый тяжелый был 2009 год, когда в мае градом виноград побило, «красностоп» – почти 90 процентов. Приехали на поле, там всё лежит: ягоды, листья, даже на тонких усиках винограда по 10-15 ран – вот сколько льда попадало на этот тоненький-тоненький усик. Сильный град около получаса шел. У нас несколько участков этого сорта, где-то града не было... Потом дожди пошли. И виноматериал 2009 года мы в дуб не закладывали – не подходил по кондиции».

Про личную жизнь тоже не лишне вспомнить, чтобы понять: патриотами перспективного российского виноделия оставались только энтузиасты. «В «Донской чаше» когда работал, зарплату не давали годами – заменяли вином. Люди его флягами несли домой. Меняли кто на кусок мяса, кто на молоко, кто на овощи, кто мог, продавал. Денег не было, выживали за счет огородов, кто-то корову держал... Даже хлеб не на что было купить, сами хлеб пекли. Это были нулевые годы в полном смысле слова – тяжелые двухтысячные. Ничего, выжили», – говорит Гюльбала.

Никто тогда не думал тогда, что донские вина, созданные Гюльбалой Магомедовичем, станут участниками международных конкурсов, соберут 350 медалей. И еще будут дорогие награды: в 2010 году на XIV международном профессиональном конкурсе вин и спиртных напитков (организатор – Всероссийский НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности) под эгидой OIV (Международной организации винограда и вина) Г. М. Зеидов победит в номинации «Лучший специалист виноделия года»; на международной выставке Russian Wine FAIR 2012 будет признан лучшим виноделом года за вино «Красностоп золтовский» и награжден деловой поездкой в Бордо. Международный конкурс «ЯЛТА. ЗОЛОТОЙ ГРИФОН», где организаторами выступают Союз виноделов Крыма и Всероссийский национальный НИИ виноградарства и виноделия «Магарач», в 2015 году признает Гюльбалу Магомедовича лучшим виноделом года.

Валерий Тройчук:

« ...Первое вино, которое мы смогли нормально сделать – «Красностоп золотовский 2010». И природа, и погода были на нашей стороне. Собрали шесть тонн винограда с гектара. Дальше разная урожайность была: в какой-то год две тонны с га, в какой-то – три. Очень нестабильный по урожайности сорт, капризен при неблагоприятной погоде. Если осень или весна холодные, урожая много не даст.

Мы решили выдержать вино в новых дубовых бочках. В течение 14 месяцев 50% находилось в бочках. 50% – в стали. Затем соединили, сделали купаж, чтобы можно было пить вино в первый год после розлива в бутылки».

Леонид Попович, совладелец винодельни и бывший президент Союза виноградарей и виноделов России:

«Создание «Красностопа золотовского» – общая заслуга директора Валерия Тройчука и винодела Гюльбалы Зеидова. Валерий был вдохновителем, идеологом, он вложил душу в продукт, который мы все знаем как «Красностоп золотовский» урожая 2012 года. А руки были Гюльбалы, профессионала, посвятившего свою жизнь виноделию. Безусловно, есть и заслуга виноградарей, но я считаю, что все лучшее, что создано на Винодельне Велерниковъ – и «Красностоп золотовский», и «Каберне», которое является классикой, и «Сибирьковый», и «Цимлянский черный», неразрывно связано с именем Зеидова. Гюльбала Магомедович неутомимый труженик, всегда в работе. Скромняга, даже в чем-то стеснительный человек. При его заслугах, при всей известности вин, его должны бы знать все, а не только винный мир.

Валерий Тройчук много раз возил образцы в Италию и во Францию, чтобы показать лучшим европейским виноделам. Те очень удивлялись, что такие мощные вина могут создавать в России. Автохтоны были представлены на нескольких серьезных форумах. Они воспринимались как творения Валерия Тройчука, но без Гюльбалы на свет бы не появились».

...Человек от земли, табасаранец из Дербента, в школьные годы связанный с работами на дагестанских виноградниках, прочитавший всю школьную библиотеку, с неизменными пятерками по русскому языку, Гюльбала поступил, а в 1980 году окончил факультет технологии виноделия Краснодарского политехнического института, с отличием защитил диплом. Его научным руководителем был Лауреат Ленинской премии А.А. Мержаниан. Профессор подарил выпускнику Зеидову свою книгу с автографом.

«По его учебникам я до сих пор работаю, на любой вопрос могу получить ответ. Сохранил конспекты лекций Мержаниана, которые я иногда открываю, – признается Гюльбала. – Второй человек, который в свое время нам помог – консультант из Сербии Владан Николич (ведущий винодел, специалист корпорации «Лаллеманд». – Прим. ред.) Он обучал нас новым технологиям, благодаря Николичу мы стали закупать передовое оборудование. Помню, попробовав наши вина, он сказал: какой бы лучший в мире винодел не был, на подобном оборудовании дальше не двинется. Мы последовали его рекомендациям, и с каждым годом вина становились лучше».

Гюлбала Магомедович обладает не только талантом, опытам, но и секретами. На винодельне он никому не разрешает приближаться к вину в плохом настроении. «Если я вижу, что с работником что-то не так, я отвожу его от вина – даю задание прополоть во дворе или что-то подобное. Потому что вино – живой организм, оно все чувствует. Как к нему отнесешься, такую отдачу и получишь. О своих секретах я особо не рассказываю. Ну, например, вначале решил что-то, а ночью подумал и поменял решение: утром перепробовал вино и не это, а другое заложил на выдержку, потому что оно лучше. Бывают такие озарения... Чтобы они чаще посещали, надо каждый день пробовать, смотреть за вином, надо с ним жить».

Валерий Тройчук:

«Мы долго искали ответ на вопрос, что это за сорт и откуда он у нас? Ходили легенды, что казаки привезли его из Европы.

В 2013 году нам посчастливилось познакомиться со швейцарским биологом-генетиком Жозе Вуаймо, соавтором Большой винной энциклопедии Хью Джонса. Жозе Вуаймо провел генетический анализ наших сортов. Осенью 2013 года мы узнали, что никакие европейские сорта по генетическим маркерам не являются родственниками «красностопа золотовского», это уникальный автохтон Ростовской области, так же как «цимлянский чёрный» и «сибирьковый».

Два наших больших друга, журналисты Александр Ставцев (в настоящее время руководитель информационного центра WineRetail. – Прим. ред.) и Александр Сидоров (д-р ист. наук, заместитель главного редактора портала IZ.RU (МИЦ Известия), помогли найти в архивах Петербургской академии наук журнал 1756 года со статьей о том, выгодно или невыгодно развивать виноделие в России. В качестве примера была приведена станица Ведерниковская, в частности, упоминалось о винограде «красностоп золотовский» и производстве шампанского вина. То есть, как минимум, в 1740 году наш абориген жил и рос. Скорее всего, он еще раньше у нас появился. Отделение ветви донских сортов пошло очень, очень давно, не одно тысячелетие назад, и каким-то образом лозы сохранились. Они уникальны, а вкус, цвет, аромат и тело «Красностопа золотовского» не похожи ни на какие другие вина.

Наринэ Багманян, руководитель выставочной компании «Асти Групп»:

«Много скептиков было, но мы верили в российское вино. Переломным моментом, с моей точки зрения, стали зарубежные выставки, которые четыре года подряд финансировал Краснодарский край. Помню, наш выезд на London Wine and Spirits Fair в 2011 году с экспозицией RUSSIAN WINE. Люди не могли поверить, что существует русское вино. Из любопытства пробовали – удивлялись. В следующем году нас уже искали, а еще через год – ждали! Поначалу зарубежные энологи даже не могли выговорить название «Красностоп золотовский», а сегодня вино представлено в европейских винотеках»!

Валерий Тройчук:

«...Мы стали посылать вино на конкурсы, что давало обратную связь и оценку нашего труда. Одна из оценок пришла с международного конкурса в Лондоне – серебряная медаль. Это было большой радостью и вселяло веру. В течение последующих лет благодаря нашей настойчивости вино продолжало участие в конкурсах и получало «серебро». И, наконец, «Красностоп золотовский» урожая 2012 года на Mundus Vini-2014 в Германии взял «золото». Это подтверждало, что «Красностоп золотовский» может стать фирменным русским сортом.

Гюльбала Зеидов, главный винодел Винодельни Ведерниковъ:

«Почему первые годы на международных конкурсах нам медали не давали и занижали оценки? Потому что эксперты дегустируют вслепую – вино незнакомое. В то же время стыдно ставить плохую оценку, если вино хорошее – они были в смущении. А потом, когда распробовали, стали узнавать, начали присуждать медали».

По большому счету наука не помогала специалистам винодельни, им самим пришлось взять на себя роль исследователей- экспериментаторов. Набирающий популярность белый автохтон «сибирьковый» изучали по старым книгам и учебникам. Потом, как рассказывает Гюльбала, провели его по всем технологиям и нашли подход: «Делаем игристое и тихое в сухом и полусухом исполнении. Сорт из года в год дает стабильное качество, поэтому увеличили площадь посадки винограда и планируем отрабатывать еще несколько технологий. Мы не останавливаемся в своих поисках. Несмотря на то, что красностоп золотовский завоевал славу, продолжаем его совершенствование.

Я убежден, славу русских вин мы должны создавать на автохтонах. Это не для хозяйств, не для виноделов, – для нашей страны важно! Запад столетиями работает с международными сортами каберне, пино нуар, мерло, шардоне и др., – на этом поле нам не победить. России нужно использовать свои преимущества».

Швейцарский подход

… Когда шел тот памятный мастер-класс Валерия Тройчука, в пресс-зоне потомственный швейцарский винодел Рено Бюрнье давал интервью телевидению. Его слова поражали, потому что были словами человека из продвинутой винодельческой Европы: он убежденно говорил о больших перспективах российского виноделия, что звучало и странно, и удивительно – многие русские не верили в наше вино так, как Рено.

А через несколько лет, в 2018 году «Дом Бюрнье» сам проводил мастер-класс на очередной презентации гида Артура Саркисяна под названием «Красностоп золотовский. Швейцарский подход». Бюрнье стали фанатами красностопа, но и он сыграл важную роль в их судьбе.

Об этом рассказывала супруга Рено Марина Бюрнье на Первом винодельческом форуме в конце 2022 года:

«Если бы не история с красностопом, возможно, мы бы не стали заниматься в России виноделием. Когда в 1995 году приехали в Москву, Рено не мог понять, как это возможно, что в России нельзя попробовать российское вино. Действительно, в Москве его было невозможно купить. Рено даже хотел поехать на юг страны, чтобы разобраться, что происходит, но тогда не было у нас никаких связей и знакомств в Краснодарском крае, и поездка была отложена.

В 1999 году по приглашению одного краснодарского института мы попали на сбор винограда под Анапой. Рено вышел из машины, машинально сорвал первую попавшуюся ягоду и попробовал – его еще дед учил по вкусу ягоды определять потенциал винограда (как я сейчас понимаю, это был «красностоп анапский»). Рено был в восторге и сказал, что никто из его коллег в Европе не поверит, что в России есть такой супер-виноград. Вокруг была большая группа агрономов и виноделов, Рено стал расспрашивать про сорт и получил ответ, что это российский абориген, но не очень интересный, его для цвета добавляют в купажи. Услышав про абориген, он сказал: вы даже не представляете его ценность, это природное наследие, надо обязательно показать миру, что Россия обладает таким виноградом. Но в ответ ему говорили: ничего из «красностопа» не получится, привези нам лучше иностранные сорта – тогда все хотели только иностранное».

Встреча с «красностопом» определила решение Рено Бернье построить свою винодельню в России. Он был уверен: если здесь есть подобный виноград, можно делать вина высокого международного уровня. В 2001 г. семья основала винодельческое хозяйство между Анапой и Новороссийском. Стали искать саженцы «красностопа золотовского», но их нигде не было. В 2003-м нашли какие-то остатки в Новочеркасском институте виноградарства и виноделия, высадили. В 2005-м выпустили первое вино. И оно, с молодого виноградника, до сих пор в хорошем состоянии, – говорит Марина Бюрнье. – «Во время наших дегустаций наступает момент, когда Рено спрашивает: хотите попробовать вкус русской земли? Он считает, что красностоп золотовский – олицетворение русского характера».

Винодельческий дом Бюрнье работает с европейскими сортами, но особое внимание уделяет «красностопу золотовскому», глубоко и дотошно изучает его историю. Дойти до сути – в этом и состоит швейцарский подход. Рено отмечает, что Россия обладает уникальными терруарами, земля в винодельческих регионах живая, не изработанная, не истощенная.

У семьи много друзей-виноделов по всему миру, все они признают, что «Красностоп золотовский» – комплексное вино с многогранным вкусом, а высокая танинная масса говорит о потенциале к длительной выдержке. Кто-то из друзей однажды заметил: вино настолько сложное, что производит впечатление ассамбляжа, где собраны вместе все европейские сорта.

Сейчас красностоп золотовский в моде, он у всех на устах. Более 20 виноделен нашей страны используют его в производстве. Но, во-первых, далеко не все возможности сорта исчерпаны, а во-вторых, в России много других самородков, требующих изучения и такой же самоотверженности, как у первопроходцев. Трудно переоценить, какой колоссальный труд они совершили – сдвинули с места эту породистую глыбу, что повлекло за собой движение за российские автохтоны.

20 апреля 2023 г. президентом РФ в числе других поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию (08.02.2023 г.) указано:

обеспечить создание, функционирование и финансирование национального биоресурсного центра автохтонных сортов винограда (на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»).

Доклад - до 30 сентября 2023 г. Ответственные: Мишустин М.В., Медведев Д.А.

Работа с автохтонными сортами винограда выделена как перспективное направление. Главная задача биоресурсного центра – накопление и сохранение уникального генофонда и его развитие.

… С 2005 года, когда было создано первое сухое вино «Красностоп золотовский», прошло всего-то 20 лет. За эти годы появилось немало новых премиальных вин из других автохтонов. Многие эксперты сегодня отмечают: путь, который винодельческие страны Европы проходили за 150-200 лет, Россия – за 20!

Уверена, в недалеком будущем нас ждет смотр, выставка или фестиваль, посвященный винам, созданным исключительно из российских аборигенных сортов винограда. Автохтонные вина станут предметом гордости не только самих производителей, но и многочисленных поклонников среди покупателей.