Компетенция питает оптимизм

— Первая выставка «Мясная промышленность. Куриный Король» прошла в 2002 году. Затем в 2004 году появилась VIV Russia. Эта выставка была своего рода «открытием Европы» для наших аграриев, количество иностранных экспонентов превысило 60%. Тогда наш журнал «Ценовик» назвал ее «самой международной отечественной выставкой». Напомните, пожалуйста, как сложился Ваш альянс с VNU Exhibition Group?

— Да, Вы правильно говорите, именно в 2004 году у нас состоялся альянс с VNU Exhibition Group. До этого наша выставка проходила под брендами, которые до сих пор сохранилась в российской транскрипции «Мясная промышленность & Куриный Король». Мы ее проводили на ВВЦ в 57 павильоне три года — в 2000, 2002 году и в 2003-м. Компания VNU Exhibition в то время стремилась выйти на российский рынок, который переживал период активного роста. Формат работы, предложенный голландскими организаторами, был мне понятен, так как я начинала свою трудовую деятельность в западной выставочной компании.

Мы подписали договор быстро, можно сказать, в течение недели, и начали работать. Наша первая совместная VIV Russia состоялась в 2004 году в только что открывшемся выставочном центре «Крокус». Еще при подписании договора я пообещала голландским коллегам, что «Крокус» будет построен к началу нашего форума. Так и случилось: выставочный центр был построен и наш совместный дебют прошел в новых стенах. Они убедились, что со мной можно работать.

Первый год сотрудничества с VNU Exhibition был годом мониторинга. Результатом они остались довольны. Теперь уровень их доверия настолько высок, что можно назвать его стопроцентным. Со временем они поняли, что команда «Асти Групп» вместе с партнерами работает на результат, будь это Россия, Европа или Африка.

Уже прошло 14 лет, мы не просто делаем совместную выставку, но мы еще много помогаем друг другу. «Асти Групп» стала для VNU Exhibition надежной платформой для продвижения в России. И наоборот, голландские коллеги поддерживают мою команду в ее развитии и оказывают помощь в продвижении российских компаний на зарубежные рынки.

— Следующие 16 лет пронеслись в стремительном темпе, за это время несколько раз резко поменялись условия развития аграрной отрасли. Не изменился ли интерес иностранных компаний к нашему рынку?

— Кризис в экономике, конечно, присутствует, однако аграрную отрасль он не сильно задел. Для иностранных компаний, как я думаю, важно то, что в сельском хозяйстве, в производстве оборудования есть очень большие пробелы, не хватает технологий для самостоятельного функционирования отрасли. Поэтому у зарубежных фирм, которые уже обосновались на российском рынке, дела идут, в принципе, неплохо. Если взять как пример отрасль птицеводства, у нас в стране достаточно компетентных директоров. В этих хозяйствах строят и развивают бизнес, но есть то, что у нас в стране пока купить нельзя. Нет племенного поголовья, инкубационных яиц, нет некоторых ингредиентов для комбикормов. Есть проблемы с самообеспечением ветеринарными препаратами. Так что наш рынок нуждается и в товарах, и в современных технологиях. Некоторые зарубежные компании не только заинтересованы в продажах, но и строят производства в РФ.

— Как поменялся спектр иностранных участников на VIV Russia?

— На нашей выставке, в принципе, сильных изменений нет. Я объясню почему. Потому, что большая часть новых компаний, которые приезжали на российский рынок, открыли здесь свои представительства и держатся на рынке.

— И еще немного про VIV. Чем она отличается от других аграрных выставок?

— У каждой выставки есть направление. Мы в 2002–2005 годах выбрали птицеводство как свою нишу. В эти годы отрасль переживала взрывной рост не только в России, это был мировой тренд, так что мы попали в мейнстрим. Думаю, наша основная «фишка» в том, что на других выставках так глобально птицеводство не представлено. Я отношусь к тем руководителям, которые постоянно обновляют проект. Мы уже 14 лет делаем VIV Russia, и в каждом выпуске есть своя новация. Каждый год люди ожидают от нас чего-то экстравагантного, в каком-то роде небольшого чуда, продвижения вперед. Эти изменения всегда совпадают с трендом развития отрасли.

Другая наша особенность — это ориентированность на клиента. «Асти Групп» рассматривает любого клиента как абсолютно равного партнера, и мы стремимся действовать в его интересах и делать даже больше того, что от нас ожидают. Так, последние полтора–два года мы видим активное желание отечественных компаний выезжать за границу. Несмотря на то что это не наш профиль, мы организуем подобные поездки. Если у компании есть желание участвовать в зарубежных выставках, даже не нашего портфеля, мы все равно оказываем поддержку.

С нашей помощью фирме проще понять, куда она едет, что может получить в итоге. Результативность от такого визита гораздо выше, чем от самоорганизованного. Ну и, конечно, «Асти Групп» расширяет список возможностей для выезда с большими российскими стендами на выставки VIV по всему миру. Сейчас для бизнеса наиболее интересны Арабские Эмираты, которые являются неким «хабом» между Востоком и Западом. Другое направление, которым интересуется бизнес, — это китайский рынок, хотя на него очень сложно заходить и работать.

— Несмотря на большой интерес к зарубежному опыту и технологиям в России, многие придерживаются постулата поэта, что «Россию нельзя мерить общим аршином». Как Вы думаете, нужны ли особые подходы для организации выставок у нас в стране?

— Обязательно. Я всегда говорю своим потенциальным партнерам, что готова подписать франшизу на любой проект, который приходит на российский рынок с иностранным участием или иностранным брендингом, при условии возможности его трансформирования к нашим реалиям. Потому что Россия — особенная страна и матрица иностранного проекта, которая работает за рубежом, у нас может не прижиться. Мне доверяют и со временем убеждаются, что я четко понимаю реалии и могу адаптировать идеи.

— Начиная с 2015 года Вы запустили новый проект — Саммит, который позиционировали как диалог бизнеса и власти. Какие деловые вопросы, по Вашему мнению, привлекли особое внимание руководителей АПК?

— Я вам честно признаюсь: когда мы начинали этот проект, то ждали многого и понимали актуальность и важность таких форматов встреч бизнеса и власти. Но реальность нас удивила. Например, в этом году на Саммит, который уже проходил в рамках выставки, нам большого труда стоило собрать лучших экспертов, сделать актуальную программу, организовать форум в большом зале, соответствующем числу поданных заявок. Однако мы столкнулись с тем, что на Саммит приехала всего треть из зарегистрированных слушателей. Люди элементарно поленились или им это показалось не интересным? Может, это и немного тривиально, я всегда ссылаюсь на призыв Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Человек, который не хочет развиваться, в жизни мало чего добьется. Каждый руководитель должен обучать свои кадры, и это приоритет любого бизнеса. В нашей аграрной отрасли есть максимум 2–3 площадки, на которые надо обязательно отправлять своих специалистов! И одна из них наша. Саммит дает возможность бизнесу, не выезжая из страны, получить такую информацию, которую можно раздобыть, разве что объехав 10– 15 городов и стран.

— На выставке «Золотая осень 2017» неожиданно для всех «Асти Групп» во главе с Наринэ Багманян выступила в роли соорганизатора фестиваля российской гастрономии и отечественных региональных продуктов DISCOVER RUSSIAN CUISINE. Расскажите немного об этом проекте.

— Мы не новички в проведении проектов в таком формате, и, возможно, поэтому именно к нам обратились за организацией этого фестиваля. Я считаю правильным, что на центральной аграрной выставке появился гастрономический фестиваль со своей концепцией: блюда должны быть приготовлены из региональных российских продуктов. Перед каждым шефом стояла задача создать блюда высокой гастрономии, но с акцентом на современную российскую кухню.

За короткий срок нам удалось собрать команду из 32 звезд мировой и отечественной гастрономии. С удовольствием назову имена этих профессионалов: заслуженный деятель французского кулинарного искусства шеф-повар ресторана Cristal Room Baccarat Мишель Ленц; обладатель звезды Michelin, победитель в номинации «Шеф-повар ресторана года» премии CRAFT GUILD OF CHEFS AWARD и фестиваля Taste of London шеф-повар ресторана Club Gascon Паскаль Осиньяк; почетный член академии Bocuse d’Or Winners Роланд Дебюс; президент Bocuse d’Or Turkey, шеф-повар ресторана Rudolf Рудольф ван Нунен; шеф-повар отмеченного гидом Michelin ресторана Les Mas des Herbes Blanches Ксавьер Бюрелль; победитель национального отборочного тура международного конкурса высокой кухни Bocuse d`or 2017, владелец и шеф-повар ресторанов «The Печь» и «УглиУгли» Андрей Матюха; шеф-повар и владелец ресторана «Честная кухня» Сергей Ерошенко; шеф-повар и владелец ресторанов «Панаехали» и Gayane’s Гаяне Бреиова и многие другие.

Мы провели 18 мастер-классов и 6 закрытых гастрономических сетов, приготовили 55 блюд из российских региональных продуктов, представленных на гастромаркете. На нашем фестивале побывали более 2000 человек. Без ложной скромности скажу, что даже министр вернулся еще раз на эту площадку после того, как провел премьер-министра Д.А. Медведева, чтобы еще раз без спешки пройтись по всем зонам и поговорить с участниками.

— И последний вопрос. Известно, что некоторые называют Вас «батарейкой энерджайзер», и от Вас можно заряжаться оптимизмом и энергией. Скажите, откуда вы черпаете этот позитив и бодрость духа?

— Я действительно оптимист. Знаете, я уехала из Армении, когда мне было 16 лет, и уже много лет живу в Москве, что намного больше, чем я прожила в Армении. Я россиянка, родила россиян для этой страны, считаю ее своей Родиной, стараюсь делать что-то полезное для России. И вся моя деятельность направлена на развитие и созидание. Все, что я делаю, я делаю от души, с полной самоотдачей и любовью. Я постоянно развиваюсь сама и инвестирую в свою команду не только деньги, но силы и эмоции! Своим многолетним трудом я заработала деловую репутацию и обрела компетентность. И все это вместе и есть мой источник оптимизма.

— Спасибо за беседу.

Беседовали В. Дубинская и Ю. Шешенина