Интервью с президентом компании «Асти Групп» Наринэ Багманян

Интервью с президентом компании «Асти Групп» Наринэ Багманян

C 21 по 23 ноября в Москве в выставочном комплексе «Крокус Экспо» пройдет международный форум «Индустрия Напитков». В рамках форума, который проводится уже в седьмой раз и по праву считается одним из самых ярких событий отраслевой выставочной жизни, объединено несколько тематических экспозиций и мероприятий, посвященных разным направлениям развития алкогольной и безалкогольной индустрии. Некоторые из них уже стали традиционными, однако в программе форума ежегодно появляется и несколько новых пунктов, отражающих актуальные тенденции рынка. Новации «Индустрии Напитков 2007» анонсирует ее бессменный организатор, руководитель компании «Асти Групп» Наринэ Багманян.

- Наринэ, расскажите, пожалуйста: что нового посетители «Индустрии Напитков» смогут увидеть на выставке в этом году?

- Если говорить непосредственно о выставке, то в этом году в рамках форума откроется новая экспозиция Top Food Show, посвященная продуктам питания высокого класса.

- Продуктам питания?

- Ну, разумеется, на выставке будут представлены не все группы продуктов, а именно те, которые традиционно сочетаются с разными видами алкоголя – винами, коньяками, водкой, ликерами и другими напитками. Это сыры, различные виды мясных деликатесов, шоколад и другие продукты, которые отбирались по принципу высокого качества и имиджевого позиционирования, экологической чистоты и безопасности. Сегодня это очень «модная» тема. Во всем мире премиум-сегмент, сегмент экологически чистых продуктов растет наиболее динамичными темпами.

- На какие мероприятия деловой программы вы сделали ставку?

- В день открытия форума, 21 ноября, состоится заседание Экспертно-консультативного совета по госрегулированию алкогольного рынка при Комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Это наш первый опыт сотрудничества с Экспертно-консультативным советом в данном формате, хотя организацией подобных мероприятий мы занимаемся не впервые. Так, например, в рамках выставки неоднократно проводились выездные заседания Госдумы. «Индустрия Напитков» позиционируется не только как смотр товаров, выпускаемых предприятиями отрасли, но и как комплекс мероприятий общественно-политической направленности. В свете огромного количества произошедших и ожидаемых изменений в алкогольном сегменте эта функция форума актуальна как никогда. Участникам рынка важно понимать, в каком направлении он будет развиваться, и чувствовать свою причастность к решению вопросов, связанных с нормативным регулированием отрасли. Согласитесь, далеко не у каждого специалиста, работающего в этой сфере, есть возможность пристально следить за дебатами на этапе принятия значимых для отрасли решений и высказывать свое мнение по волнующим вопросам. Мы постарались дать им такую возможность и предполагаем, что событие будет иметь широкий резонанс.

- Напомните, пожалуйста, какие вопросы будут обсуждаться на заседании совета.

- Учет производства алкоголя и дальнейшая судьба ЕГАИС, налогообложение и маркировка алкогольной продукции, нормативное регулирование производства и оборота вина, реклама спиртного, различные аспекты розничной продажи алкоголя и ряд других вопросов. В общем-то, все самое актуальное на данный момент.

- Как попасть на заседание Экспертного совета? Участие для специалистов алкогольных компаний платное?

- Нет, мы принципиально не берем с экспонентов и посетителей форума плату за участие в деловой программе, будь то конференция, мастер-класс, круглый стол или семинар. Однако необходимо предварительно зарегистрироваться через сайт форума или по указанным там телефонам.

- Сколько человек ожидаете увидеть на заседании и какое максимальное количество сможете принять?

- Надеемся увидеть не меньше 250-300 человек - хотя бы по одному представителю от каждой компании-производителя, которая сможет присутствовать на форуме. Но вообще чем больше людей примет участие в мероприятии, тем лучше и для нашей выставки, и для самих компаний, ведь можно сказать, что вопросы, которые там будут обсуждаться, касаются лично каждого. Всем желающим найдем место: однажды у нас уже был опыт размещения 820 человек в зале на 550 человек.

- По опыту общения с компаниями алкогольной отрасли знаю, что вопросы коммерческого значения – создание торговой марки, построение системы дистрибуции, продвижение продукции, стратегия розничных продаж и т.п. – интересуют их не меньше, чем изменения в законодательстве. Запланированы ли какие-либо серьезные мероприятия по данной тематике?

- Да, безусловно. В рамках форума при поддержке Торгово-промышленной палаты Московской области и Министерства потребительского рынка и услуг Московской области пройдет круглый стол с участием представителей крупнейших сетевых розничных структур региона. Тема взаимодействия между поставщиками, особенно региональными, и столичной розницей непростая, во многом щекотливая, но мы надеемся, что такая встреча поможет компаниям-производителям найти ответы хотя бы на часть интересующих их вопросов.
Также пройдут круглые столы по современному оборудованию и упаковке, мерчандайзингу и продвижению алкогольной продукции, современным технологиям управления производством и торговлей.

- Для вас очень важна информационная, деловая составляющая грядущего мероприятия, но, насколько я знаю, вам всегда удавалось поддерживать и претворять в жизнь и другую концепцию – концепцию выставки как праздника. Актуальна ли она для вас сегодня?

- Конечно. Для меня актуальна концепция выставки как многоаспектного мероприятия, в рамках которого есть место деловому и неформальному общению, обмену информацией и положительными эмоциями. «Для души» могу порекомендовать наши мастер-классы, в частности, мастер-класс знаменитого винного критика из Австралии Бретта Криттендена по ширазам, и нашу конкурсную программу, по результатам которой будут определены лучший коктейль, самый одаренный сомелье и т.п. Также в этом году пройдет традиционный сигарный чемпионат.

- Объясните мне, пожалуйста, как человеку некурящему: в чем суть «курительных» чемпионатов?

- Сигарный чемпионат - это курение на время. Предварительно участники конкурса должны правильно подготовить сигару. Побеждает тот, кто «растянет удовольствие» на максимально длительный период. По сигарам также проводится конкурс на длину пепла. Соревнующиеся стараются как можно дольше не стряхивать пепел с сигары, а рефери делает контрольные замеры.

- В какой форме пройдет церемония вручения Национальной премии за качество алкогольной продукции?

- Это будет торжественный ужин с увеселительной программой, выступлением звезд. Например, ожидается прибытие группы «Машина времени». Вариант «собрали всех в конференц-зале – вручили дипломы – поаплодировали» нам не подходит. Мы хотим, чтобы гости вечера просто искупались в положительных эмоциях!

- Как правило, все награждения проходят в последний день работы выставки, а у вас – под занавес первого дня…

- Первый день – самый важный, у всех максимально серьезный и в то же время торжественный настрой, поэтому мы стараемся назначать основные мероприятия деловой и праздничной программы именно на этот срок. В последний день уже начинается демонтаж стендов, многие уезжают немного раньше официального закрытия выставки. На финальный день мы оставляем только награждение лауреатов конкурсов, которые будут проходить в рамках форума.

- События на алкогольном рынке как-то отражаются на числе и составе экспонентов?

- Число участников в этом году будет примерно таким же, как и в прошлом – порядка сотни компаний. На фоне объема российского алкогольного рынка цифра, конечно, не очень большая... Но количество посетителей не менее важно, чем количество стендов. В предыдущие годы оно составляло более восьми тысяч специалистов, в этом, надеюсь, будет не меньше.

Что касается собственно экспонентов, то их костяк более или менее постоянен. Отрадно, что большинство компаний смогли продержаться, выжить в условиях кризиса. Однако наблюдаются и определенные изменения, по которым можно в какой-то степени проследить ситуацию на рынке. Например, за последние годы среди участников выставки появилось довольно много новых дистрибьюторских компаний. Из-за проблем в отрасли ряд оптовых компаний обанкротились и ушли с рынка, а на их место пришли новые игроки – молодые, агрессивные, часто намного более профессиональные.

Еще можно заметить, что в прошлом году производственный сектор был представлен в основном иностранцами (тоже последствия кризиса), а в этом отечественных и зарубежных экспонентов примерно поровну.

- Организаторов обычно радует повышенное внимание западных компаний к их выставкам…

- Работа с иностранцами интересна и имеет свои плюсы, но наши опросы показывают, что торговые компании, большинство из которых не являются прямыми импортерами, предпочитают общаться напрямую с производителями и работать с отечественными марками. Поэтому мы за паритет в интересах наших клиентов.

- Недавно молдавские винопроизводители получили разрешение на возобновление поставок своей продукции на российский рынок. Среди ваших экспонентов будут компании из Молдовы?

- Слава Богу, в этом году нет. Не хочу сказать ничего плохого о молдавских виноделах, но после недавнего скандала на другой специализированной выставке не хочется слишком торопиться. Позже, когда все встанет на свои места и молдавские поставщики определятся со своей новой ролью и нишей на рынке, можно будет возобновлять плодотворную работу.

- По официальным сведениям, производство и потребление водки в абсолютных величинах в стране в последнее время немного упало, вина и коньяка – выросло. Ваши наблюдения подтверждают эти данные?

- Действительно, можно сказать, что в последние годы производство вин и коньяков в стране набирает обороты. Значительно укрепили свои позиции отечественные виноделы – думаю, не в последнюю очередь благодаря серьезным изменениям в импортном сегменте. Что касается «водочников», то я бы не сказала, что их доля среди участников выставки с годами уменьшается. В прошлом году наблюдался определенный дисбаланс – все-таки кризис на рынке очень сильно ударил по производителям ликеро-водочных изделий. В этом году соотношение сил выровнялось, ни одни сегмент не доминирует над остальными. А вот если говорить о качестве напитков, то тут динамика налицо: производители (равно как и потребители) уделяют все больше внимания премиум-классу. Абсолютно положительная, на мой взгляд, тенденция.