Вырастать не хочу

Nariner BagmanyanВыставочную компанию АСТИ Групп Наринэ Багманян создала в 2000 году, спустя два с небольшим месяца после своего ухода из ITE, где проработала пять лет. По первому образованию она философ-политолог, преподавала в МГУ, работала в МИДовской структуре. Естественная живость Наринэ отдавала чем-то студенческим, а в чем-то даже домашним, что слегка контрастировало с роскошным обзором переговорного зала в Смоленском Пассаже, где происходила её беседа с корреспондентом «ЕхроСегодня» Александром Самарцевым.

ЕС: Что Вас подвигло к уходу из ITE, такой солидной компании?

НБ: Объективные причины и субъективное отношение руководства.

ЕС: Это было вызвано слабым вниманием к Вам руководства?

НБ: Мои действия в какой-то момент показались, наверное, для них непредсказуемыми и слишком самостоятельными, не каждому руководителю такое поведение «по вкусу». Вместе с тем, настало, видимо, время, чтобы на выставочном рынке появилась именно наша компания. Бывает, что жизнь показывает неправильность первоначального импульса, но лучше идти напролом. На стадии развития бизнеса нужны люди как раз моего склада. В ITE я начинала с самых «низов». Может быть, по натуре я и осталась исполнителем. Спросить моих менеджеров, ощущают ли они меня «над собой», они бы удивились. На уровне обсуждения идей мы равны.

ЕС: Существует ли тенденция «исхода» менеджеров из больших компаний?

НБ: Едва ли моя ситуация типична. Некоторые начинают конфликтовать, если нет понимания с руководством. Другим людям кажется, что они могут сделать больше. Я же никогда к «исходу» не стремилась. Сейчас наемные менеджеры высокого класса легко вступают в конфликты с владельцами компаний, легко «отпочковываются». Ведь наш бизнес переживает стадию бурного развития, причем, его высшая фаза еще впереди.

ЕС: А вы рассчитываете стать во главе большой компании?

НБ: Если честно, то нет.

ЕС: А если будет объективная необходимость?

НБ: Глобализация неизбежна, через несколько лет мое автономное существование может закончиться. К этому я готова и не боюсь. Но «вырастать» не хочу. Чем компания крупнее, тем она менее гибкая, менее управляемая. В любом случае, менеджер, который профессионально ведёт своего клиента и постоянно находится с ним в контакте, лучше знает ситуацию, чем «шеф», который из-за размеров самой фирмы дойти до каждого не в состоянии. Я всегда старалась ставить себя на место клиента. Что он сможет получить, придя на мою выставку? Сегодня же многие компании от выставок отказываются, считая, что участие ничего не дает, зачем же выбрасывать деньги?

ЕС: Они правы?

НБ: Более эффективного метода маркетинга, чем выставка, еще не придумано. Затраты в 50 тысяч долларов [на участие в выставках] для получения одного и того же эффекта соответствуют 500 тысячам долларов на PR-компанию. Сопоставление слишком наглядно, и понять, в чем здесь дело, я не могу.

ЕС: Это непонятно еще кому-то или Вам, как привыкшей мыслить в относительно небольшом масштабе?

НБ: Очень многим. На сегодняшний день Россия в лучшем положении, чем Европа и Америка. Там стагнация, у нас же все «кипит». Сейчас не начало 90-х, когда отделы маркетинга возглавляли родственники начальства, кадры подбираются профессионально. Грамотно преподнеси, о чем выставка, и руководство не ошибется с решением, участвовать или нет.

ЕС: А как действует на подчиненных, что Вы не демонстрируете определенной манеры поведения, свойственной начальнику? К тому же, у Вас почти одни женщины.

НБ: Даже в ITE 90% сотрудников - женщины. Мы усидчивее. Перенести телефонное «нет» для женщины легче. Наш бизнес ведь эмоционально довольно сложный. Мужчинам, как показала моя практика, легче дается роль координатора, то есть, когда все уже продано. А начальник я или нет... один мой сотрудник сказал: «Ты даешь большую инициативу, а как и где тебе удалось настоять на своём, никто не заметил». Я не говорю слов: «Ваша идея бредовая».

Вообще мои выставки отличает уют, какая-то душевность. Некоторых это раздражает, дескать, я демпингую. Неправда! Понять клиента - само по себе удовольствие. Для крепкой компании я стараюсь найти - а что им еще нужно? Если же новичок слаб -я помогаю, почему не помочь? Завтра он окрепнет. С одной алкогольной фирмой, которая только-только получила лицензию - для неё потратить 3 тысячи долларов смерти подобно - я изловчилась не уйти в минус, но точки соприкосновения найти. И такое не забывается. Когда я бросилась в собственное плаваґние, все, с кем «возилась», мне поверили, пошли за мной и не ушли, хотя первый год самой было страшно.

ЕС: Как на Вас лично отражается бурный рост выставочного бизнеса России?

НБ: Я позволяю себе роскошь устраивать лишь те выставки, которые могу через себя пропустить. Например, не вижу себя в теме моды. И ничего! Зато легко схватываю принесенные идеи, если они «мои». Надо понимать, куда ты идешь и зачем. Да, в нашем бизнесе деньги на первом этапе очень важны. Но это должно подкрепляться какими-то изысками, душой, если хотите, что, надеюсь, благотворно отражается и на стране в целом.