На выставке «Индустрия Напитков / Russia Wine Fair 2009» будут представлены лучшие напитки мира 16 июня

16 июня выставочная компания «Асти Групп» провела пресс-конференцию и презентацию продукции компаний-участников Международной выставки «Индустрия Напитков / Russian Wine Fair 2009», которая состоится 26-28 ноября в Москве. 

На пресс-конференции присутствовали представители ведущих тематических изданий, торгово-экономических и дипломатических миссий стран – экспортеров вин и спиртных напитков: Австрии, Италии, Греции, Франции, Венгрии, ЮАР, Молдовы, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Алжира, Болгарии, США, отечественные и зарубежные компании – производители и дистрибьюторы напитков премиум-класса: Eastern Wines & Spirits, «ИЛС», «Росагроиморт», ГК «Держава», ООО «Прованские вина», ООО «Вин Авеню», ООО «Стеншер», «Мысхако» (Краснодарский Край), ОАО «Аврора» (Шато Ле Гран Восток, Краснодарский Край), «Виноделы Нидеркирхена» (Германия), «Вивайн» («Фанагория», Краснодарский Край), AWINE (Австрия), Champagne «Napoleon» (Франция), винные эксперты, а также участники Международной выставки. 

В приветственном слове президент выставочной компании «Асти Групп» Наринэ Багманян напомнила о том, что выставка проводится уже 9-й раз, ежегодно, начиная с 2001 года. Представляя участников пресс-конференции, Наринэ Багманян подчеркнула, что здесь собрались практически все ведущие эксперты рынка алкоголя в России: Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»; Андрей Григорьев, заведующий сектором информации, Ольга Макулькина, заведующая научно-организационным отделом и Алан Соколов, руководитель центра инноваций из Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ГУ ВНИИ ПБ и ВП) Российской академии сельскохозяйственных наук; Артур Саркисян, руководитель и учредитель Союза сомелье и экспертов России, Владимир Цапелик, президент Независимого винного клуба.


Выступающие представили собравшимся свое видение и анализ ситуации на рынке, перспективы развития виноградарской и винодельческой отрасли в России и мире в целом, а также задачи данной выставки и ее возможности для продвижения продукции компаний-производителей и создания единой платформы для деловых встреч и переговоров всех игроков этого рынка. 

Андрей Григорьев рассказал о Международном профессиональном конкурсе вин и крепких напитков под патронажем O.I.V., который проводится Всероссийским научно-исследовательским институтом пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности» Россельхозакадемии под высоким патронажем Международной организации виноградарства и виноделия (O.I.V.). Итоги этого конкурса будут объявлены на Международной выставке «Индустрия Напитков / Russian Wine Fair 2009». Площадка выбрана не случайно. Профессиональная выставка позволит получить больший резонанс, привлечет внимание к продукции, завоевавшей призы и награды, как со стороны СМИ, так и участников российского и международного рынков, а также рядовых потребителей.


Но, в первую очередь, цель конкурса – повышение престижа отечественных вин для внутреннего потребления, поскольку приобретать качественные вина зарубежных производителей (а это 50 Евро и более) большинству россиян не по карману. Они, в основном, готовы платить до 5 Евро за бутылку. Причем 52% российских потребителей могут позволить себе регулярно покупать вина и крепкие спиртные напитки вин по 2-3 евро за бутылку (цена на полке), и только 7% российских потребителей могут позволить себе регулярно покупать более дорогие вина. Регионарные рынки требуют разных стратегий распределения цен, так как вопрос цены очень важен именно в регионах. Таким образом, вина нижней ценовой категории стоят до 2 евро, средняя ценовая категория от 2 до 4 евро, высокая ценовая категория составляет 9 евро, дороже только вина и спиртные напитки «премиум» класса. В небольших городах, где среднемесячный доход человека составляет меньше 5000 рублей, винных рынков не существует. В данном случае речь идет о большом количестве средних и малых городов России.

Касаясь российских брендов, Андрей Григорьев отметил, что они, в основном, представляют собой вина, произведенные в России из испанских, чилийских и других виноматериалов. Это понятно, т.к. Россия только на 10% обеспечивает себя собственным виноградом. Общие данные изучения российского рынка показывают, что сегмент вина вырос, по крайней мере, на 8% в год по общему объему и на 15% по стоимости, что позволило аналитикам рассматривать его одним из самых динамических рынков вина в мире. Однако рынок этот никогда не был однородным. Москва потребляет почти 50% от общего объема продаж, а Санкт-Петербург – 20-25%. Традиционно Екатеринбург и окрестности Урала считались третьими на региональном рынке, однако в течение последних двух лет эта ситуация изменилась и третье место по объему продаж перешло в Тюменскую область и другие газовые и нефтяные регионы России.

Большинство импортеров и дистрибьюторов выдержали кризис 2006, когда были введены новые акцизные марки и торговля алкоголем была парализована на несколько месяцев. Нынешний финансовый кризис поставил перед российскими импортерами и дистрибьюторами вина ряд проблем. С одной стороны возросли процентные ставки на получение кредита (до 20-25%), и стало трудно получить даже такой кредит. С другой стороны участились задержки по платежам от торговых сетей. Однако, несмотря на драматические изменения в финансовой ситуации и в доверии поставщиков, большинство российских дистрибьюторов успешно преодолели стресс кризиса в первой четверти 2009 года и в настоящий момент смотрят в будущее с оптимизмом.

Наринэ Багманян в своем выступлении подчеркнула, что компания «Асти Групп» готова, со своей стороны, инициировать любые пожелания участников рынка, касающиеся проведения экспертных советов, встреч с законодательными и исполнительными ветвями власти. У компании имеется большой опыт проведения подобных совещаний, организованных по инициативе участников выставки и, в ряде случаев, они принесли ощутимую пользу в разъяснении ситуации по конкретным вопросам. Задача организаторов профессиональной винной выставки заключается, в первую очередь, в том, чтобы отечественный рынок предлагал своим потребителям хорошие и качественные вина, как российские, так и зарубежные. Однако не только российские производители сталкиваются на нашем рынке с трудностями. Зарубежные партнеры также испытывают трудности при выведении своих брендов на наш рынок. В этом году компания «Асти Групп» привлекает на выставку крупных зарубежных экспортеров и готова работать на уровне мировых стандартов, обеспечивая, со своей стороны, в экспозиции выставки продукцию также мирового уровня.

Алан Соколов, продолжая тему законотворческой деятельности в алкогольной отрасли призвал обратить внимание на возможности Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ГУ ВНИИ ПБ и ВП) Российской академии сельскохозяйственных наук, который принимает непосредственное участие в разработке законопроектов и также готов оказать поддержку предприятиям в этом плане в нелегкой борьбе за качество продукции. Касаясь виноматериалов, он подчеркнул, что их использование в производстве вина на территории России требует дополнительного контроля, поскольку бывали случаи, что под этикеткой известных вин порой скрывается совсем другой напиток, не имеющий никакого отношения к оригиналу. Однако следует учитывать тот факт, что площади виноградников сейчас остались только в Краснодарском Крае и Ставрополье. Этого сырья не хватает, чтобы закрыть потребности России в виноматериалах и, поэтому, импорт неизбежен. Институт обладает самыми современными технологиями для виноделия и аналитическими инструментами для контроля качества продукции, появляющейся на российских прилавках.

Владимир Цапелик сообщил участникам встречи, что Независимый винный клуб существует с 2000 года, а с 2004 года он тесно и плодотворно сотрудничает с выставочной компанией «Асти Групп». Каждая выставка «Индустрия Напитков» не похожа на предыдущую. Чутко реагируя на ситуацию на рынке, компания «Асти Групп» предлагает каждый раз новые маркетинговые стратегии в продвижении качественной продукции на рынок. И независимый винный клуб является активным помощником в этих начинаниях. Вместе с «Асти Групп» клуб предлагает клиентам специальные программы продвижения продукции, рассчитанные на год, т.е., в период между выставками. Организует дегустации, презентации, встречи с дистрибьюторами, посещение российских и зарубежных выставок, чтобы помочь не только вывести продукцию на рынок, но и устоять на нем, успешно конкурируя с аналогичной зарубежной продукцией. Подчеркнув необходимость проведения в Москве специализированной винной выставки, такой, как «Индустрия Напитков», он отметил, что крупные российские продовольственные выставки, хотя и представляют алкогольную тематику, но, к сожалению, экспозиция там теряется на фоне другой продукции. Если обратиться к мировому опыту, то крупнейшие специализированные выставки мира, такие, как London International Wine Fair, VINEXPO все-таки проходят самостоятельно, не смешиваясь с другой тематикой. Стоит отметить, что сейчас, наряду с известными винодельческими державами, на рынок выходят и новые участники, такие, как Индия, Китай, Россия, США. Поэтому Москва с ее специализированной выставкой должна стать главной на Евразийском континенте, учитывая современные мировые тенденции развития виноградарства и виноделия.

Артур Саркисян рассказал о деятельности Союза сомелье и экспертов России. В его состав входит команда опытных специалистов – профессионалов, знатоков не только российского, но и мирового рынка алкогольной продукции. Он подчеркнул, что всем производителям алкогольной продукции такая профессиональная выставка, которая проводится компанией «Асти Групп» с профессиональными дегустациями, конкурсами сомелье – необходима, поскольку она способствует повышению культуры потребления напитков, развивая вкус и помогая познавать тонкости этого искусства.

Вадим Дробиз всвоем выступлении рассказал об изменении предпочтений россиян в выборе алкогольных напитков. Так, в 1984 году, на душу населения приходилось около 20-ти литров вина. Затем началась антиалкогольная кампания, которая сильно ударила по производителям вина и, как результат, к 1995 году показатель потребления вина упал до 3 литров в год на человека. На сегодняшний день россияне потребляют не более 6 литров на душу. Однако в течение нескольких лет начал формироваться рынок высококачественного российского вина. Он не очень большой и растет крайне медленными темпами. Примерно 6 компаний выпускают сейчас как тихие, так и шампанские вина премиумного класса. И, что очень важно, эти сорта признаны не только российскими экспертами. По итогам 2007 экспорт был не слишком значительным – 3,5 млн. литров в натуральном выражении. Почти три четверти экспорта составляют виноградные вина. За 2007 год общая стоимость экспортируемых из России тихих вин составила 2,3 тысячи долларов. Большая часть российских тихих вин покупается в Румынии (25%), на Украине (20%), в Новой Зеландии (19%) и в Азербайджане (17%) и именно эти страны оказывают самое большое влияние на состояние экспорта тихих вин из России (данные 2007 года). До наступления экономического кризиса россияне ежегодно потребляли около 840 млн. литров виноградных и 230 млн. тихих и шампанских вин. В последние два года в России произвели примерно 500 млн. литров тихих вин и около 210 млн. шампанских и игристых. Однако стоит заметить, что еще в 2005 году соотношение российского и импортного вина было равным — 50% ввозили и 50% изготавливали на отечественных заводах. В 2006 году ситуация изменилась: был введен запрет на импорт молдавской алкогольной продукции, из-за чего соотношение изменилось. Более 70% вина на полках в магазинах было российского производства. В прошлом году ситуация вновь изменилась. В связи с девальвацией рубля импортный алкоголь автоматически подорожал, и с декабря 2008 года импорт упал еще на 20%. С учетом того, что виноматериал также подорожал и теперь мы его импортируем примерно на 60% меньше, могу предположить, что не менее 20–25% вина, произведенного в России, фактически является фальсификатом. Кроме того, российский винный рынок очень медленно развивается, что связано с наследием советского времени. Производство столовых вин, входящие в группу тихих, после наступления кризиса сначала сократилось на 16%, а затем — до 21%. Впрочем, уже в марте 2009 года темпы сокращения снизились до 6,9%, что можно считать признаком начала восстановления производства. Впрочем, рост обеспечивают, скорее, самые дешевые и низкокачественные вина, выпускаемые, как правило, в пакетах и в полиэтиленовой упаковке (ПЭТ). Причем рост объемов производства эксперты объясняют не столько потребностью рынка, сколько надеждой производителей на начало нового летнего сезона. Есть вероятность того, что апрель и май в лучшем случае сохранят производство высококачественного вина на уровне 2008 года. Уже это в условиях сокращения импорта будет означать рост доли российских вин.


Отвечая на вопросы корреспондентов о качественном и количественном составе участников предстоящей выставки «Индустрия Напитков / Russian Wine Fair 2009» и планируемых мероприятиях, Наринэ Багманян рассказала, что на выставке будет представлена продукция практически всех регионов России. Это, в первую очередь, Краснодарский Край, Ставрополье, Ростовская область, а также производители алкогольной продукции из Москвы, Санкт-Петербурга, других краев и областей. Зарубежные партнеры представят свою продукцию также широко. Ожидаются участники из винодельческих регионов Австрии, Азербайджана, Балканских государств, Венгрии, Греции, Германии, Италии, Кипра, Словении, Латинской Америки и других стран. В национальных павильонах этих стран можно будет не только попробовать лучшие образцы вин, но и познакомиться с традиционными местными винно-гастрономическими сочетаниями, почерпнув интересные идеи для продвижения продукции на российском рынке. Учитывая опыт проведения Фестиваля российских вин в 2008 году, компания Асти Групп изменит дизайн экспозиции. Каждый производитель будет теперь иметь дегустационную зону рядом со своим стендом, где виноделы подробно расскажут о продукции предприятия, представленной на выставке и помогут подобрать напитки, удовлетворяющие предпочтения потребителей.

Наша задача, подчеркнула Наринэ Багманян – представить на выставке лучшие напитки мира и найти им достойного потребителя. И мы это сделаем!